Основная образовательная программа
Описание образовательной программы
Краткая презентация
программы ориентирована на родителей (законных представителей) и доступна для
ознакомления.
1) возрастные
категории детей, на которых ориентирована Программа;
В МБДОУ
функционируют 21 группа:
Группа |
Возраст воспитанников |
Количество групп |
Направленность |
для детей раннего возраста |
от 1 до 3-х лет |
4 |
общеразвивающая |
младшая группа |
с 3-х до 4-х лет |
2 |
общеразвивающая |
средняя группа |
с 4-х до 5-ти лет |
3 |
общеразвивающая |
старшая группа |
с 5-ти до 6-ти лет |
4 |
общеразвивающая |
подготовительная группа |
с 6-ти до 7-ми лет |
общеразвивающая |
|
коррекционная группа |
с 4-ти до 7-ми лет |
2 |
компенсирующая |
2) используемые
Примерные программы;
Содержание
образования и организация образовательной деятельности в МБДОУ г. Мурманска №
18 обеспечивает развитие личности детей раннего и дошкольного возраста в разных
видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных
психологических и физиологических особенностей.
Обязательная
часть Программы разработана на основе содержания
·
комплексной образовательной программы
дошкольного образования «Детство» (Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.
Солнцева и др.),
·
программ коррекционной направленности: примерной
адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми
нарушениями речи под редакцией профессора Л.В. Лопатиной; программы воспитания
и обучения дошкольников с задержкой психического развития /JI. Б. Баряева, И.
Г. Вечканова, О. П. Гаврилушкина; программы для дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта /Е.А.
Екжанова, Е.А. Стребелева.
Часть Программы, формируемая
участниками образовательных отношений, разработана на основе содержания
авторской программы по формированию и развитию музыкального восприятия
дошкольников «Встречи в музыкальной гостиной» Ю.В. Маловичко
Целевой
раздел включает цели и задачи программы, характеристики особенностей
развития детей раннего и дошкольного возраста. Раскрыты планируемые результаты
освоения детьми программы
В содержательном
разделе Программы дано
описание работы по реализации задач в пяти взаимодополняющих образовательных
областях «Физическое развитие», «Социальнокоммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие».
Представлен принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, инновационные технологии и
методы образовательной деятельности, что делает образовательный процесс
интересным и содержательным; особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды и жизнедеятельности воспитанников в группах,
включая традиционные события и праздники в ДОУ. Широко раскрыты особенности развития и
проявления, способы и направления поддержки детской инициативы в
образовательных областях Программы и разных культурных практиках.
Содержание коррекционной работы оформлено в виде адаптированных
образовательных программ дошкольного образования для детей с ЗПР разработанных
с учетом программ коррекционной направленности: примерной адаптированной
основной образовательной программы для дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
под редакцией профессора Л.В. Лопатиной; программы воспитания и обучения
дошкольников с задержкой психического развития /JI. Б. Баряева, И. Г.
Вечканова, О. П. Гаврилушкина; программы для дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта /Е.А.
Екжанова, Е.А. Стребелева.
Организационный раздел Программы содержит описание
материально-технического обеспечения программы, особенности организации
развивающей предметной среды. Раскрыта
организация детской жизни в ДОУ, которая
включает время, отведенное на
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных
видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, музыкально - художественной, чтения); в ходе
режимных моментов (в младшем возрасте на режимные моменты отводится больше
времени, чем в старшем); самостоятельную деятельность детей (предметно-развивающая
среда, созданная педагогами, со
сверстниками обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и
позволяет ему взаимодействовать или действовать индивидуально).
3)
характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
При организации
совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями ДОУ
соблюдает основные принципы:
- открытость
детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать
и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество
педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание
активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию
личности в семье и детском коллективе;
- диагностика
общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель
педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в
воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более
полную реализацию ее воспитательных функций.
Основными
направлениями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между
ДОУ и семьей, являются следующие:
- информационно-аналитическое
направление,
- педагогическая
поддержка и образование,
- совместная
деятельность педагогов и родителей.
Режим дня разработан
для каждой возрастной группы с расчетом на 12-часовое пребывание воспитанников
в детском саду (с 07.00 до 19.00) в соответствии с СанПиНом 1.2.3685-21 от
28.01.2021 № 2 и скорректирован с учётом климата (тёплого и холодного периодов,
полярная ночь) и функциональных возможностей воспитанников.
Построение образовательного процесса
основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми, выбор которых
осуществляется педагогом и зависит от контингента воспитанников, опыта
педагога, его творческого подхода и включает разные формы детской
активности.
Объем образовательной нагрузки определен в
Учебном плане для всех возрастных групп в соответствии с нормативными
документами: занятия, требующие повышенной познавательной активности и
умственного напряжении детей, проводятся в первую половину дня и в дни наиболее
высокой работоспособности детей (СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021); для
профилактики утомления воспитанников указанные занятия сочетаются с
физкультурными и музыкальными занятиями; занятия физического и художественно-эстетического
направлений занимают не менее 50% общего времени всех занятий; одно из трех
физкультурных занятий для детей 5-7 лет круглогодично проходит на улице при
отсутствии у детей медицинских противопоказаний и соответствующих погодных
условиях (СанПиН 1.2.3685-21 от
28.01.2021).
Направленность деятельности групп МБДОУ
отвечает социальному заказу и образовательным потребностям родителей
воспитанников. По состоянию на 01.09.2021 года в ДОУ функционирует 21 группа для
детей: раннего возраста (1год-3 года); младшего возраста (3-4года); среднего
возраста (4-5 лет); старшего возраста (5-6лет); подготовительные группы; группы
для детей с ЗПР.
Дана характеристика возрастных особенностей
развития воспитанников ДОУ. Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые раскрывают социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка. При соблюдении требований к
условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают
формирование у детей предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими
дошкольного образования.